Эксперты Directum - руководитель группы внедрения в органах государственной власти Константин Лянгузов и руководитель проектов в органах государственной власти Иван Бастриков - в интервью TAdviser рассказали о плюсах и минусах программы «Цифровая экономика», факторах, которые мешают чиновникам отказаться от бумажного документооборота, а также новых приоритетах госзаказчиков.
Насколько значительно, по вашему мнению, может измениться программа «Цифровая экономика» после получения статуса национальной? Если рассматривать предварительный проект, который готовится Минцифрой, то какие плюсы и минусы вы могли бы отметить? Что бы вы добавили в эту программу?
КОНСТАНТИН ЛЯНГУЗОВ: Программа «Цифровая экономика» входит в перечень основных направлений стратегического развития страны и охватывает все сферы социально-экономической деятельности. В ней уделено внимание не только национальной цифровой экономике – предусматривается развитие на всем пространстве Евразийского экономического союза и интеграция с международной цифровой экономикой. Не думаю, что изменение статуса может значительно повлиять на ее содержание.
Из положительных сторон проекта я отметил планы по развитию компетентных кадров. Для нас, как для компании, которая испытывает кадровый голод, это имеет большое значение. Важно, что государство работает над стандартами и качеством подготовки школьников и студентов по направлению информационных технологий. Также есть программы по повышению цифровой грамотности старшего поколения. Надеюсь, «Система мотиваций по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России», запланированная на четвертый квартал 2020 года, подтолкнет граждан на развитие знаний в этой области.
Еще порадовали планы по обеспечению государственных органов власти широкополосным доступом в интернет. К сожалению, в регионах при построении информационных систем мы всё еще сталкиваемся с недостаточной шириной канала передачи данных. Это ограничивает граждан в объеме электронных госуслуг, влияет на удобство работы сотрудников ведомств и, конечно, на качество самих услуг.
Однако после изучения программы мне не хватает понимания достаточности ее финансирования. В ней упоминаются импортозамещение программного обеспечения и приоритетное использование оборудования отечественного производства. Все эти требования при обязательной сертификации и аттестации по безопасности для органов власти выливаются в приличные суммы. Боюсь, вопрос финансирования может стать серьезным ограничением масштабных планов развития.
В целом, у таких программ есть заметный результат. Например, «Электронная Россия» себя оправдала: государственными услугами в электронном виде сейчас активно пользуются многие граждане РФ.
По вашему мнению, какие меры должны быть приняты для популяризации цифровых государственных и муниципальных услуг и сервисов?
ИВАН БАСТРИКОВ: Оказание услуг в электронном виде – прозрачный и подконтрольный процесс. Это дает гражданам гарантию качественного результата в определенные сроки, что само по себе ведет к их популяризации. А учитывая то, что для обращения не нужно посещать ведомства, ждать в очереди, государственные услуги стали гораздо доступнее для населения.
Важный фактор – обеспечение удобства. Сервис должен быть максимально прост, как, например, банковские приложения, сервисы для покупки билетов в кино, даже заправиться сейчас можно не выходя из машины. К такому уровню услуг нужно стремиться.
Старшему поколению облегчили задачу созданием МФЦ. Наличие таких центров практически везде в шаговой доступности повышает популярность госуслуг. Возможно, нужно усиливать и расширять образовательные курсы для граждан, особенно в связи с повышением пенсионного возраста, или организовать льготное предоставление платных услуг.
По моим ощущениям, в скором времени усилятся работы по предоставлению государственных услуг юридическим лицам, ранее акцент больше делался на граждан. Сейчас для таких услуг организовали фронт-офис (сайт), а дальше многое делается руками. Это дорого, долго и чревато ошибками. Нужно максимально интегрировать системы, участвующие во всем процессе, реализовывать комплексные услуги, и давать доступ коммерческим организациям к государственным сервисам. Тот же ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) – отличная вещь, но пока доступна только банкам. Да, здесь не видно простых результатов, но над этим надо работать, эффект будет большим и продолжительным. Все это вместе будет двигать к реальной цифровой экономике.
Донесение выгод цифрового взаимодействия до населения, повышение компьютерной грамотности у всех возрастных групп, упрощение процедур регистрации, создание «единого окна» для обращений, усиление работы по части юридических лиц – основные меры, которые могут повысить популярность цифровых услуг.
На ваш взгляд, что мешает чиновникам отказаться от бумажного документооборота? Какие факторы сдерживают этот процесс?
ИВАН БАСТРИКОВ: Не хватает нормативных актов, которые могли бы регламентировать работу с электронным документом на протяжении всего его жизненного цикла. Помимо этого, до сих пор ощущается недоверие к электронной подписи из-за отсутствия широкой практики ее использования, к живой подписи на бумаге доверия больше на психологическом уровне. Возможно, дело в ограниченном использовании электронной подписи из-за стоимости ее сертификата и средств криптографической защиты информации.
У чиновников нет KPI по экономии средств. Философия текущей системы бюджетирования – потратить все, что дали, стремления сэкономить, например, на отправке документа, нет. Давно существуют сервисы ЮЗЭДО (юридически значимого электронного документооборота), которые позволяют отправить документ за копейки, но нашим чиновникам по-прежнему проще выслать письмо почтой в бумажном виде, и потратить на это много времени и человеческих ресурсов. Бизнес понял, что выгоднее все перевести в цифру, не хранить кипы бумажных документов, не заниматься их транспортировкой. Для бизнеса это уже сегодняшний день, для чиновников – пока еще завтрашний.
Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие реализованных кейсов. Региональным ИТ-ведомствам тяжело придумать и реализовать проект, потому что они еще не уверены в своих силах, им не хватает компетенций, они жестко ограничены по бюджету. Если же на уровне всей страны будет декларироваться, что имеется кейс, который реализован на основе нормативной документации, есть пример судебной практики и гарантии, что ведомство точно не попадет под какие-либо санкции со стороны проверяющих органов, то региону будет гораздо проще обосновать и реализовать подобные проекты.
В разделе «Цифровое государственное управление» проекта национальной программы «Цифровая экономика» есть пункт, который предусматривает внедрение к концу 2021 года межведомственного юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО) с применением электронной подписи, базирующийся на единых инфраструктурных, технологических и методологических решениях. Насколько реальна эта инициатива?
ИВАН БАСТРИКОВ: Инициатива вполне может быть реализована в указанные сроки, потому что, во-первых, готова техническая инфраструктура для внедрения межведомственного ЮЗЭДО в органах власти.
Во-вторых, существует практика массового внедрения ЮЗЭДО. Только не между государственными учреждениями, а между государством и бизнесом (имеется в виду электронный обмен контролирующих органов с предприятиями). Для единства решений можно использовать методологию и технические наработки операторов электронного документооборота.
Но результат и его выполнение в установленные сроки сильно зависят от содержательной части программы проекта и качественного контроля ее выполнения.
Расскажите о наиболее крупных и интересных проектах в госсекторе, которые выполняла ваша компания в 2017-2018 годах.
КОНСТАНТИН ЛЯНГУЗОВ: 1. Развитие программной платформы в Правительстве Удмуртской Республики для использования обновленных мобильных решений и веб-доступа, новых возможностей канцелярии и обращений граждан.
2. Для всех наших клиентов реализована поддержка требований по работе с МЭДО 2.7, ССТУ.РФ, постоянно развивающейся архитектуры СМЭВ 3.Х и более сотни видов сведений. То есть мы стараемся закрыть для наших заказчиков все меняющиеся требования в части обмена данными между федеральными и региональными органами государственной власти.
3. Внедрение в МГФОМС (Московский городской фонд обязательного медицинского страхования) и ТФОМС Крым (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Общая черта запросов от фондов – консолидация обращений граждан от подчиненных страховых организаций, чтобы можно было контролировать исполнение законодательства, подготовку консолидированной отчетности в вышестоящие инстанции.
4. Один из крупных проектов в области межведомственного взаимодействия – реализация сервисов Росреестра и их подключение к обмену с ФГИС ЕГРН (федеральная государственная информационная система ведения единого государственного реестра недвижимости).
В ближайшее время планируем продвигать различные интеллектуальные инструменты по автоматическому заполнению структурированных данных документов и автоматической подготовке аннотаций. Ожидаем, что этот тренд получит развитие у заказчиков.
Касательно ваших ИТ-решений, как изменились потребности клиентов из госсектора за последние годы?
КОНСТАНТИН ЛЯНГУЗОВ: В последние годы главной потребностью стало импортозамещение. Заказчики из госсектора при планировании развития и обновления своих систем теперь учитывают ограничения постановлений Правительства №325 и №335. Наша система подходит под эти требования, т.к. она включена в реестр отечественного ПО, поддерживает PostgreSQL и позволяет пользователям работать с Linux.
Продолжает набирать обороты централизация и унификация решений по предоставлению услуг гражданам. Это единые стандарты для региональных порталов, новые архитектурные правила работы межведомственного взаимодействия, консолидация данных обращений граждан. Мы ведем мониторинг изменений форматов обмена и требований, обеспечиваем их поддержку в рамках развития наших технических решений.
Также все чаще поднимаются темы долговременного архива, в том числе для хранения юридически значимых электронных документов, юридически значимого обмена документами между бизнесом и властью, а также управления проектами.
Интерес вызывают и перспективные темы – это искусственный интеллект в обработке документов, особенно массовой, использование мессенджеров и чат-ботов для вовлечения более широкого круга людей. Компания Directum уже готова предложить решения для этих задач: Directum Ario и Directum Bot.
Источник: TAdviser.ru
Насколько значительно, по вашему мнению, может измениться программа «Цифровая экономика» после получения статуса национальной? Если рассматривать предварительный проект, который готовится Минцифрой, то какие плюсы и минусы вы могли бы отметить? Что бы вы добавили в эту программу?
КОНСТАНТИН ЛЯНГУЗОВ: Программа «Цифровая экономика» входит в перечень основных направлений стратегического развития страны и охватывает все сферы социально-экономической деятельности. В ней уделено внимание не только национальной цифровой экономике – предусматривается развитие на всем пространстве Евразийского экономического союза и интеграция с международной цифровой экономикой. Не думаю, что изменение статуса может значительно повлиять на ее содержание.
Из положительных сторон проекта я отметил планы по развитию компетентных кадров. Для нас, как для компании, которая испытывает кадровый голод, это имеет большое значение. Важно, что государство работает над стандартами и качеством подготовки школьников и студентов по направлению информационных технологий. Также есть программы по повышению цифровой грамотности старшего поколения. Надеюсь, «Система мотиваций по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России», запланированная на четвертый квартал 2020 года, подтолкнет граждан на развитие знаний в этой области.
Еще порадовали планы по обеспечению государственных органов власти широкополосным доступом в интернет. К сожалению, в регионах при построении информационных систем мы всё еще сталкиваемся с недостаточной шириной канала передачи данных. Это ограничивает граждан в объеме электронных госуслуг, влияет на удобство работы сотрудников ведомств и, конечно, на качество самих услуг.
Однако после изучения программы мне не хватает понимания достаточности ее финансирования. В ней упоминаются импортозамещение программного обеспечения и приоритетное использование оборудования отечественного производства. Все эти требования при обязательной сертификации и аттестации по безопасности для органов власти выливаются в приличные суммы. Боюсь, вопрос финансирования может стать серьезным ограничением масштабных планов развития.
В целом, у таких программ есть заметный результат. Например, «Электронная Россия» себя оправдала: государственными услугами в электронном виде сейчас активно пользуются многие граждане РФ.
По вашему мнению, какие меры должны быть приняты для популяризации цифровых государственных и муниципальных услуг и сервисов?
ИВАН БАСТРИКОВ: Оказание услуг в электронном виде – прозрачный и подконтрольный процесс. Это дает гражданам гарантию качественного результата в определенные сроки, что само по себе ведет к их популяризации. А учитывая то, что для обращения не нужно посещать ведомства, ждать в очереди, государственные услуги стали гораздо доступнее для населения.
Важный фактор – обеспечение удобства. Сервис должен быть максимально прост, как, например, банковские приложения, сервисы для покупки билетов в кино, даже заправиться сейчас можно не выходя из машины. К такому уровню услуг нужно стремиться.
Старшему поколению облегчили задачу созданием МФЦ. Наличие таких центров практически везде в шаговой доступности повышает популярность госуслуг. Возможно, нужно усиливать и расширять образовательные курсы для граждан, особенно в связи с повышением пенсионного возраста, или организовать льготное предоставление платных услуг.
По моим ощущениям, в скором времени усилятся работы по предоставлению государственных услуг юридическим лицам, ранее акцент больше делался на граждан. Сейчас для таких услуг организовали фронт-офис (сайт), а дальше многое делается руками. Это дорого, долго и чревато ошибками. Нужно максимально интегрировать системы, участвующие во всем процессе, реализовывать комплексные услуги, и давать доступ коммерческим организациям к государственным сервисам. Тот же ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) – отличная вещь, но пока доступна только банкам. Да, здесь не видно простых результатов, но над этим надо работать, эффект будет большим и продолжительным. Все это вместе будет двигать к реальной цифровой экономике.
Донесение выгод цифрового взаимодействия до населения, повышение компьютерной грамотности у всех возрастных групп, упрощение процедур регистрации, создание «единого окна» для обращений, усиление работы по части юридических лиц – основные меры, которые могут повысить популярность цифровых услуг.
На ваш взгляд, что мешает чиновникам отказаться от бумажного документооборота? Какие факторы сдерживают этот процесс?
ИВАН БАСТРИКОВ: Не хватает нормативных актов, которые могли бы регламентировать работу с электронным документом на протяжении всего его жизненного цикла. Помимо этого, до сих пор ощущается недоверие к электронной подписи из-за отсутствия широкой практики ее использования, к живой подписи на бумаге доверия больше на психологическом уровне. Возможно, дело в ограниченном использовании электронной подписи из-за стоимости ее сертификата и средств криптографической защиты информации.
У чиновников нет KPI по экономии средств. Философия текущей системы бюджетирования – потратить все, что дали, стремления сэкономить, например, на отправке документа, нет. Давно существуют сервисы ЮЗЭДО (юридически значимого электронного документооборота), которые позволяют отправить документ за копейки, но нашим чиновникам по-прежнему проще выслать письмо почтой в бумажном виде, и потратить на это много времени и человеческих ресурсов. Бизнес понял, что выгоднее все перевести в цифру, не хранить кипы бумажных документов, не заниматься их транспортировкой. Для бизнеса это уже сегодняшний день, для чиновников – пока еще завтрашний.
Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие реализованных кейсов. Региональным ИТ-ведомствам тяжело придумать и реализовать проект, потому что они еще не уверены в своих силах, им не хватает компетенций, они жестко ограничены по бюджету. Если же на уровне всей страны будет декларироваться, что имеется кейс, который реализован на основе нормативной документации, есть пример судебной практики и гарантии, что ведомство точно не попадет под какие-либо санкции со стороны проверяющих органов, то региону будет гораздо проще обосновать и реализовать подобные проекты.
В разделе «Цифровое государственное управление» проекта национальной программы «Цифровая экономика» есть пункт, который предусматривает внедрение к концу 2021 года межведомственного юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО) с применением электронной подписи, базирующийся на единых инфраструктурных, технологических и методологических решениях. Насколько реальна эта инициатива?
ИВАН БАСТРИКОВ: Инициатива вполне может быть реализована в указанные сроки, потому что, во-первых, готова техническая инфраструктура для внедрения межведомственного ЮЗЭДО в органах власти.
Во-вторых, существует практика массового внедрения ЮЗЭДО. Только не между государственными учреждениями, а между государством и бизнесом (имеется в виду электронный обмен контролирующих органов с предприятиями). Для единства решений можно использовать методологию и технические наработки операторов электронного документооборота.
Но результат и его выполнение в установленные сроки сильно зависят от содержательной части программы проекта и качественного контроля ее выполнения.
Расскажите о наиболее крупных и интересных проектах в госсекторе, которые выполняла ваша компания в 2017-2018 годах.
КОНСТАНТИН ЛЯНГУЗОВ: 1. Развитие программной платформы в Правительстве Удмуртской Республики для использования обновленных мобильных решений и веб-доступа, новых возможностей канцелярии и обращений граждан.
2. Для всех наших клиентов реализована поддержка требований по работе с МЭДО 2.7, ССТУ.РФ, постоянно развивающейся архитектуры СМЭВ 3.Х и более сотни видов сведений. То есть мы стараемся закрыть для наших заказчиков все меняющиеся требования в части обмена данными между федеральными и региональными органами государственной власти.
3. Внедрение в МГФОМС (Московский городской фонд обязательного медицинского страхования) и ТФОМС Крым (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Общая черта запросов от фондов – консолидация обращений граждан от подчиненных страховых организаций, чтобы можно было контролировать исполнение законодательства, подготовку консолидированной отчетности в вышестоящие инстанции.
4. Один из крупных проектов в области межведомственного взаимодействия – реализация сервисов Росреестра и их подключение к обмену с ФГИС ЕГРН (федеральная государственная информационная система ведения единого государственного реестра недвижимости).
В ближайшее время планируем продвигать различные интеллектуальные инструменты по автоматическому заполнению структурированных данных документов и автоматической подготовке аннотаций. Ожидаем, что этот тренд получит развитие у заказчиков.
Касательно ваших ИТ-решений, как изменились потребности клиентов из госсектора за последние годы?
КОНСТАНТИН ЛЯНГУЗОВ: В последние годы главной потребностью стало импортозамещение. Заказчики из госсектора при планировании развития и обновления своих систем теперь учитывают ограничения постановлений Правительства №325 и №335. Наша система подходит под эти требования, т.к. она включена в реестр отечественного ПО, поддерживает PostgreSQL и позволяет пользователям работать с Linux.
Продолжает набирать обороты централизация и унификация решений по предоставлению услуг гражданам. Это единые стандарты для региональных порталов, новые архитектурные правила работы межведомственного взаимодействия, консолидация данных обращений граждан. Мы ведем мониторинг изменений форматов обмена и требований, обеспечиваем их поддержку в рамках развития наших технических решений.
Также все чаще поднимаются темы долговременного архива, в том числе для хранения юридически значимых электронных документов, юридически значимого обмена документами между бизнесом и властью, а также управления проектами.
Интерес вызывают и перспективные темы – это искусственный интеллект в обработке документов, особенно массовой, использование мессенджеров и чат-ботов для вовлечения более широкого круга людей. Компания Directum уже готова предложить решения для этих задач: Directum Ario и Directum Bot.
Источник: TAdviser.ru