Движение документов внутри холдинга можно поделить на два больших потока. Первый — внутренние (корпоративные) документы, куда входит различная распорядительная и служебная документация, внутренние нормативы и т.п. Второй поток — это внешние документы, сопровождающие основную и хозяйственную деятельность компаний холдинга. Эти документы нередко участвуют в процессах движения товаров и материальных ценностей, поэтому напрямую связаны с бухгалтерским и налоговым учетом, что повышает серьезность требований к их оформлению и регламентам обмена. Отсюда и определенные особенности перевода их в электронный вид, так как помимо необходимой функциональности решение должно обеспечивать работу с утвержденными форматами документов и гарантировать юридическую значимость процесса обмена.
Сегодня в холдинговых структурах уже есть практические наработки по автоматизации движения документов между компаниями. Многие вопросы, связанные с пониманием правовых аспектов электронного документооборота, уже решены, теперь компании могут выбрать, по какому направлению развивать внешнее взаимодействие.
Два пути автоматизации внешнего обмена
Холдинговая компания уже имеет опыт автоматизации документооборота: здесь может использоваться специализированная ECM-система или другая КИС, позволяющая осуществлять движение электронных документов в рамках бизнес-процессов. Вполне закономерно использовать текущий опыт и масштабировать уже имеющееся решение на внешний обмен. То есть, построить обмен с компаниями холдинга на платформе СЭД. Есть и другой вариант: обратиться к специализированному сервису обмена документами — оператору ЭДО, который позволит легко автоматизировать большинство внешних процессов взаимодействия.
Оба варианта будут являться естественным направлением развития автоматизации и могут применяться практически в любых бизнес-условиях. Однако каждый вариант имеет свои особенности, рассмотрим их подробнее.
Использование СЭД для внешнего обмена
Попытки автоматизировать внешний обмен с помощью СЭД были задолго до появления понятия «юридически значимый электронный документооборот». В связи с важностью этой задачи крупные компании успели приобрести определенный практический опыт в этой сфере.
Во многих системах документооборота уже реализован обмен корпоративными документами между различными базами данных. Этот механизм можно использовать и для межкорпоративного документооборота. Многие системы ECM-класса обладают необходимым инструментарием по управлению бизнес-процессами. В них легче спроектировать какой-то процесс и «на лету» контролировать его логику.
Чтобы запустить обмен на платформе СЭД, необходимо помнить о нескольких нюансах:
1. Надо решить, как будет происходить передача документов между системами. Это может быть выгрузка в сетевой каталог, откуда система будет подгружать и регистрировать документы. Или это будет передача посредством почтового шлюза. При использовании такого варианта данные автоматически отправляются на указанный адрес электронной почты. В принимающей базе данных нужно будет указать аналогичный почтовый шлюз для автоматического получения данных.
2. Документ необходимо подписывать электронной подписью. Она хранится в отдельном файле, следовательно нужно передавать этот файл вместе с документом. А также придется решить вопрос о выборе сертификата подписи и выпуска его для всех участников обмена.
3. Для некоторых документов существуют жесткие требования по форматам и регламентам обмена. Если в ходе обмена будут передаваться первичные документы, то вашу СЭД придется «научить» работать с их форматами. Все документы, кроме счетов-фактур, можно отправлять и получать в неформализованном виде.
4. Поскольку первичные документы формируются в основном в учетной системе, то необходимо будет решать вопрос ее интеграции с СЭД.
Преимущество развития СЭД в том, что вы сами управляете процессами и политиками безопасности, решаете вопросы хранения и доступа. А главный недостаток (вместе с ограничениями по счетам-фактурам) кроется в необходимости серьезных вложений в развитие инфраструктуры.
Использование сервиса ЭДО
Специализированные сервисы обмена документами (операторы ЭДО) могут закрыть множество задач, связанных с юридической значимостью и соблюдением регламентов передачи документов. Данные сервисы не требуют дополнительных вложений в инфраструктуру, но могут быть ограничены по функциональности управления процессами. Для крупных холдингов всегда есть возможность развертывания собственного сервиса ЭДО на базе приватного облака.
При запуске внутрихолдингового документооборота с помощью сервисов обмена документами следует помнить о нескольких нюансах:
1. Сервис необходимо интегрировать с КИС каждой компании. При наличии стандартных конфигураций корпоративных систем и готовых коннекторов у оператора ЭДО, задача интеграции будет решаться довольно просто. Но если в компаниях развернуты нетиповые конфигурации систем, сильно доработанные или «самописные», то придется потратить определенное время для настройки интеграции.
2. Если планируется обмен первичными документами, то необходимо учитывать требования к их формату. Здесь можно рассмотреть вариант выгрузки документов из корпоративной системы и дальнейшее их преобразование в формат ФНС уже на стороне сервиса ЭДО.
3. Необходимо отдельно прорабатывать вопросы хранения документов и доступа к ним. Надо решить, где будут храниться документы — на сервисе ЭДО, в электронном архиве холдинга, в локальных архивах и т.п.
Какой вариант обмена выбрать?
Чтобы было удобнее сравнивать два варианта, мы составили общую таблицу.
|
Сервис обмена электронными документами |
Система электронного документооборота (ECM) |
Преимущества |
1. Низкая стоимость решения. 2. Быстрый запуск. 3. Легкость развертывания в разных структурах с разными КИС (некоторые задачи можно закрывать в веб-клиенте сервиса) |
1. Широкие возможности кастомизации: настройки маршрутов, хранение документов и т.п. 2. Привычная система. Наличие уже обученных специалистов для развития и сопровождения. 3. Благоприятные условия для соблюдения внутренних политик безопасности. |
Недостатки |
1. Необходимость привлекать третью сторону — оператора ЭДО. Настройка частного облака частично решает эту проблему, но увеличивает сроки и бюджет проекта. 2. Необходимость дополнительно заботиться о маршрутизации и хранении документов. Возможно, потребуются доработки на стороне сервиса. |
1. Необходимость серьезных доработок функциональности системы, что затягивает запуск обмена и увеличивает стоимость проекта. 2. Определенные ограничения по обмену формализованными документами. 3. Высокая стоимость сопровождения и развития решения. |
Каким структурам подходит |
Любым холдингам. В большей степени конгломератным. |
Любым холдингам. В большей степени вертикально-интегрированным компаниям. |
Какие технические нюансы надо учитывать |
1. Доступ к интернету. 2. Наличие квалифицированной электронной подписи и СКЗИ на рабочих местах. |
1. Наличие SQL, топология сети внутри компаний холдинга (клиент-серверная архитектура, работа в терминале) 2. Наличие как минимум усиленной электронной подписи и СКЗИ на рабочих местах
|
Юридические нюансы |
Вне зависимости от выбранного решения, обмен электронными документами регулируется общими нормативными актами. Основной документ налогового учета — счет-фактура — должен соответствовать формату, описанному в приказе ФНС N ММВ-7-6/93. А регламент обмена зафиксирован в Приказе Минфина России от 10.11.2015 N174н. |
Если обобщать весь опыт обмена электронными документами, то в пользу специализированного сервиса ЭДО говорит прежде всего доступность, скорость развертывания и значительно более низкая цена. Также опыт, который успели получить операторы ЭДО в сфере межкорпоративного обмена, позволяет решать любые задачи, гибко подстраиваясь под различные условия. Тем не менее, если речь идет об обмене неформализованными документами, у компаний фактически нет никаких ограничений в выборе решения.