Расскажите, какие, на ваш взгляд, важные изменения произошли на российском рынке СЭД/ECM за последний год? Какие факторы влияли на развитие рынка? Какую динамику показал рынок?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: Российский рынок СЭД достаточно зрелый, резких изменений на нем не происходит. Основные тренды, наметившиеся пару лет назад, и связанные с изменением спроса в период кризиса, в целом сохранялись и в текущем году: это возросшие требования к степени «готовности» решений, возможность быстрого внедрения готовой функциональности, в отличие от внедрения платформы для дальнейшей разработки заказных решений, а также повышенное внимание к импортозамещающим продуктам. Однако в текущем году рынок показал определенное оживление. Видимо, начал срабатывать отложенный спрос прошлых 2 лет. Проводится довольно много тендеров на расширение и замену имеющихся систем, в частности, на замещение западных платформ. В общем, 2016 год выглядит пока гораздо оптимистичнее, чем предыдущие.
Какие новые тренды появились на рынке? Какие тенденции, по вашему мнению, главенствуют сейчас?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: Как мы уже отметили, многие компании задумываются о масштабировании систем, охвате всех подразделений, включая дочерние организации, автоматизации новых задач, включая не совсем традиционные для СЭД. Есть запрос на перевод решений на централизованные схемы в корпоративные ЦОД с заменой имеющихся децентрализованных, что повышает требования к масштабируемости платформы СЭД. В остальном же, требования к системам все те же - наличие готовых решений конкретных задач для тех или иных функциональных подразделений, возможность их кастомизации для учета особенностей процессов конкретного предприятия и повышенное внимание к юзабилити – удобству освоения и использования. Возможность работы на мобильных устройствах сейчас уже обязательное требование к СЭД, причем это касается как работы топ-менеджеров, так и линейных сотрудников. В этом году нам все чаще задают вопросы о возможности работы на «открытых платформах», альтернативных платформе Microsoft. Мы усиленно готовим положительный ответ на эти запросы, и сделали уже достаточно много, так что планируем представить рынку решение, для работы в инфраструктуре СПО.
В прошлом году вы говорили, что «процесс импортозамещения тяжелый, длительный и затратный, однако этот тренд не угаснет». Изменилось ли сейчас ваше мнение о данном процессе? Насколько часто ваша компания сталкивается сейчас с заменой иностранных решений? Можно ли уже отследить динамику по данной тенденции за последние несколько лет?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: Тема эта и действительно достаточно тяжелая. В течение многих лет крупнейшие российские компании инвестировали в развитие СЭД инфраструктуры на базе западного ПО. Вложено большое количество как средств, так и организационных усилий. Заменить эти решения – дорогое и не быстрое дело. Однако все чаще «в воздухе пахнет» этой тематикой. Компании не торопятся делать такие шаги, но можно констатировать, что это становится актуальным трендом, таких проектов становится все больше. Хотя пока реализуются проекты не слишком большого масштаба, но в проработке находятся несколько очень крупных проектов по миграции с западного ПО. Так что, возможно, скоро будет можно говорить о реальном переводе таких решений на российское ПО. Если говорить о новых внедрениях, особенно в госсекторе и оборонке, то требование «российского» ПО является уже свершившимся фактом.
В каком направлении движется развитие ваших собственных СЭД/ECM-решений?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: Мы стараемся активно реагировать на все новые требования рынка и тенденции развития в отрасли, выделяя для себя несколько основных актуальных трендов. Прежде всего, это масштабирование и централизация проектов СЭД и имортозамещение. Мы уверены, что мы вправе претендовать на замещение западных платформ ECM, так как изначально реализовали платформу, которая успешно конкурировала с такими системами, как Lotus Notes и Documentum еще до начала тренда импортозамещения. За последний год мы сделали большую работу в этом направлении, в частности, серьезно переработали серверную часть нашей платформы, сохранив при этом полную преемственность наработанных решений. Мы обеспечили гибкую конфигурацию файловых хранилищ и оптимизацию хранения файлов данных, возможность подключения внешних «движков» для создания поисковых индексов, поддержали современные технологии In-memory кэширования серверных данных (с возможностью подключения распространенных инструментов Open Source), реализовали возможность кластеризации работы SQL серверов и прочее. Мы смогли реализовать оригинальный набор наиболее современных технологий в области многоуровневых архитектур построения масштабируемых решений. Целью было дать возможность строить масштабные решения – десятки тысяч пользователей и миллионы документов в сутки. Сейчас мы приступили к нагрузочному тестированию новой платформы, и, хотя оно еще не закончено, мы уже видим достаточно внушительные результаты. Также мы существенно продвинулись в обеспечении работы обновленной серверной платформы Docsvision на СПО-платформах – PostgreSQL и операционной системе Linux. Результаты этой работы мы собираемся предъявить рынку уже в начале следующего года.
Какие важные нововведения за последнее время появились в СЭД Docsvision?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: Другим ключевым направлением развития является повышение удобства использования системы и поддержка мобильной работы пользователей. Мы выпустили новый легкий клиент, который благодаря новому дизайну и адаптивной верстке может работать на устройствах любых форм-факторов. В ближайшее время мы выпустим новую версию конструктора карточек, который адаптирован именно на создание мобильных решений и соответствующих сценариев работы с документами. Мы выпустили совершенно новый оригинальный модуль «почтовый клиент», который позволяет работать с документами и заданиями в любой почтовой программе. Работаем над развитием специализированного кроссплатформенного «нативного» мобильного клиента. Еще одним интересным направлением развития платформы явилось создание нового модуля системы – Менеджер задач. Это очень интересный продукт, который решает задачи управления простыми проектами и процессами по достижению целей в командах - так называемый «кейс менеджмент». Успешно реализовали глобальный проект по созданию SaaS сервиса (Actionspace.com) на базе идей этого продукта. И в ближайшее время намереваемся дать возможность использовать эту функциональность пользователям Docsvision. На наш взгляд — это очень перспективное направление развития СЭД. Это далеко не все что мы делаем, но в остальные разработки пока рано посвящать широкую публику.
Изменились ли за последний год-два требования заказчиков к СЭД/ECM-системам? На что в первую очередь они обращают внимание сегодня?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: Да, конечно. Помимо перечисленного, можно говорить о том, что пользователь стал существенно более требовательным: он хочет получить готовое решение своей задачи, но с возможностью развития и адаптации в случае необходимости. Как мы отмечали уже в прошлом году, общий документооборот начинает замещаться профессиональным - документооборотом для юристов, финансистов, девелперов, закупщиков, сотрудников патентных служб и пр. Это уже далеко не задачи классического ДОУ и согласования, это весьма специфичные задачи, требующие расширенных инструментов в СЭД. Мы создавали платформу именно для реализации таких задач. Сейчас ведем активную работу по формированию центров компетенции среди наших партнеров, которые готовы предоставить подобные решения в «условно готовом» виде. При внедрении не придется создавать решения с нуля, а просто адаптировать для нужд конкретной организации. Создание библиотеки таких решений – шаг в правильном направлении. Выше мы уже говорили, что также выросли требования заказчиков к удобству и простоте интерфейса.
Какой наиболее интересный для вас проект за последний год был реализован на базе Docsvision? Чем он вам запомнился?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: В основном проекты на базе Docsvision делают наши партнеры, иногда мы участвуем в них в формате авторского надзора или консалтинга. Проектов много, и они интересные. Очень разнообразно и с точки масштаба, и широты решенных задач развиваются решения в госорганах. Тут можно выделить, например, Екатеринбургскую городскую думу и администрацию Мурманска. Интересный проект по масштабированию (вовлечению в систему дочерних обществ и подключения дополнительных функций, в частности, перехода на безбумажный документооборот) идет в АК «АЛРОСА». Интересный проект по автоматизации юридических служб «Роснефти» сейчас реализует наш партнер из Иркутска (даже небольшая региональная компания может с использованием Docsvision получить доступ к такого рода заказчикам). Можно долго продолжать, но, наверное, лучше отослать читателя к нашему сайту, на котором мы фиксируем подобного рода кейсы.
Как вы думаете, сильно ли изменятся системы электронного документооборота в течение ближайших 5 лет? Смогут ли разработчики чем-то удивить пользователей?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: Нам кажется, что технологии СЭД/ECM сегодня сильно недооценены. Возможности по созданию специфических решений, автоматизация бизнес-процессов, включая задачи процессного управления, управление неструктурированными процессами и проектами (кейсами), создание репозитариев документов и баз знаний, безбумажный документооборот, агрегация корпоративных задач в едином интерфейсе – это только те направления, в которых СЭД могут эффективно использоваться уже сегодня. Есть перспективные идеи по использованию различных технологий искусственного интеллекта, от автоматической классификации контента до оптимизации процесса принятия решений руководителем в рамках процессов. Все это пока не очень востребовано, но, если системы СЭД будут полноценно использоваться в организациях и закрывать значимое число процессов и задач сотрудников, спрос на эти технологии будет расти.
Какой, в вашем понимании, должна быть «идеальная СЭД»? Каких недостатков современных систем она должна быть лишена?
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: Для того, чтобы все вышеописанные технологии стали востребованы, нужно решить те задачи, которые мы освятили выше - сделать системы масштабируемыми и производительными (большое количество пользователей, документов и процессов) и максимально удобными в администрировании и использовании (требования к юзабилити и мобильным сценариям использования). При этом СЭД должна обладать богатой функциональностью и беспрецедентными инструментами настройки. Совместить 2 эти задачи непросто, но мы уже сильно продвинулись в их решении и с оптимизмом смотрим в будущее :)