На примере 263-ФЗ хорошо видна "лоскутность" нашего законодательства. Это видно уже по названию закона: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены ограничений на использование электронных документов...". Вместо того, чтобы просто написать: "При взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти, электронные документы могут использоваться наравне с бумажными" (конечно, нужно прописать точнее, а дальше уточнить, как должны быть оформлены документы) и "все положения ранее принятых законов, ограничивающих применение е-документов, считать недействительными".
В законе приводятся прямые поправки в целый ряд принятых законов ("О связи", "Градостроительный кодекс" и пр. В результате в тексте идет масса повторов, с наличием заметной рассинхронизации (вроде бы одно и то же, но все различия есть). Например, почти везде говорится, что документы от лиц должны быть с "усиленной квалифицированной подписью". Но в одном месте допускается и "простая подпись". Сразу возникает вопрос: а почему в других случаях нельзя использовать "простую"?
Очень нечетко изложено, когда же именно можно применять электронные документы. Точнее, кто именно решает какие документы – бумажные или электронные – должны применять в конкретном случае. Где-то говорится "по выбору граждан", а где-то – ничего не говорится. Т.е. можно понять, что решают "органы".
Возникают вопросы по "подписям". Почему именно "квалифицированная", а не "простая". Квалифицированная – денег стоит. И времени. Почему раньше физические лица не должны был иметь печати, а теперь они должны их покупать?
При этом остается и старый вопрос – как именно можно применять простую ЭП? Что такое простая ЭП при работе в ИТ-системе (вход по паролю) – это понятно. А что такое применительно к файлу-документу – совершенно не понятно.
Самое главное: в законе совершенно не прописан порядок обмена документами между гражданами и органами. С бумажными понятно – пришел, отдал бумагу. Наверное, была возможность (не уверен, что была) отправить письмом по почте.
А как будет это происходить с электронными документами? Я принес на флешке, чиновник перепишет с неё на свой компьютер? Или заберет флешку, а потом скажет, что она не читается? А флешка, кстати, денег стоит. Подавая бумагу в орган, я могу потребовать у секретаря расписаться на втором экземпляре и поставить там регистрационный номер. А как быть с флешкой? Можно ли использовать е-почту, а если можно, то как именно? Получается, что практическую реализацию закона опять спускают на уровень подзаконных актов, на откуп самим чиновникам. Виден еще один традиционный недостаток нашего законодательства – непрямое их действие.
Получается, что в законе есть только "благие намерения", которые, как известно, часто ведут в ад.
Источник: PC Week