Без резких движений
Начало 2014 года. Согласно изменениям, внесенным ст. 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134, все налогоплательщики НДС обязаны отчитаться за первый квартал 2014 года в электронном виде. Новость действительно неожиданная, если не знать некоторых «исторических подробностей».
Возможность представлять электронную отчетность в налоговую службу появилась у российских налогоплательщиков еще в 2000 году. Спустя 14 лет она стала обязательной. 14 лет – это много или мало, чтобы организовать работу по-новому? На мой взгляд, достаточно. За этот срок можно найти подходящего оператора и даже не один раз его сменить.
Напоминаем, одно из последних информационных писем ФНС от 04.04.2014 N ГД-4-3/6132@ разъясняет, кто имеет право представлять декларации на бумаге.
Теперь плавно проведем параллель с электронными счетами-фактурами. Возможность выставлять счета-фактуры по ТКС появилась весной 2012 года, когда Приказом ФНС от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ были утверждены соответствующие форматы. Прошло 2 года. Признайтесь, вы уже попробовали работать с электронными счетами-фактурами? Кто знает, спустя сколько лет на этот раз возможность станет обязанностью? Не теряйте время зря, пробуйте, выбирайте, находите плюсы и работайте с удовольствием. Надо отметить, что в нашей стране нововведения, касающиеся электронного взаимодействия, не бывают спонтанными и неожиданными, и это хорошо.
Забудьте про штрафы
Не секрет, что российское законодательство не предусматривает штрафных санкций за ошибки при работе с электронной первичкой. А вот наказания за ошибки в бумаге только ужесточаются.
Работая с бумагой, есть все шансы потерять многие часы на ксерокопировании документов, например, во время проведения камеральной проверки, и увеличить в разы расходы своей компании. Согласно п. 3 ст. 93 части первой Налогового кодекса РФ истребованные документы необходимо представить в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. А на основании п. 1 ст. 126 части первой Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок истребованных документов влечет за собой взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Количество документов, интересующих инспектора, может достигать сотни. Подготовить за 10 дней заверенные копии документов и составить описи, конечно, можно, но тратить на это драгоценное время, когда можно сделать все за несколько часов – роскошь в наши дни.
Напоминаем, порядок истребования электронных документов утвержден Приказом ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@. Представление документов осуществляется в установленных ФНС форматах согласно Приказу ФНС РФ от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@. Если инспектор по каким-то причинам не может просмотреть ваши электронные документы, тогда вы имеете право представить их на бумаге, даже, если уже не укладываетесь в установленный срок. И снова плюс в нашу пользу.
Прислушивайтесь к рекомендациям
В нашей с вами совместной работе по автоматизации обмена счетами-фактурами важно не воспринимать изменения законодательства в штыки, а прислушиваться и правильно использовать в работе. Например, для счетов-фактур формат .xml является обязательным, а вот для товарных накладных и актов выполненных работ – рекомендуемым. Конечно, можно придумать множество аргументов, что работать с накладной в xml неудобно. Но согласитесь, лучше сейчас приучить себя работать с форматами, которые рекомендует налоговая. Во-первых, это позволит вам беспрепятственно представлять ваши документы во время проверок, во-вторых, если формат перейдет в раздел обязательных, вы будете готовы к этому. Можно еще придумать и в-третьих, и в четвертых, но обойдемся пока самым очевидным.
Напоминаем, рекомендуемый формат xml для накладных и актов утвержден Приказом ФНС РФ от 21.02.2012 N ММВ-7-6/172@.
Получайте дополнительные возможности
В борьбе с компаниями-однодневками вам опять поможет ФНС России и ее доверенные операторы ЭДО. Обращаем внимание, список операторов ЭДО, включенных в Сеть доверия ФНС можно найти на официальном сайте службы.
Существует несколько способов проверки контрагентов. Один из самых распространенных – с помощью сервиса на сайте ФНС. Один из новых – проверить, работает ли ваш контрагент с оператором документооборота. Подключаясь к оператору, компания явно говорит, что у нее серьезные намерения. Фирмы-однодневки с малой долей вероятности станут тратить время и силы на организацию электронного документооборота, регистрироваться в сервисах обмена. И этим можно смело пользоваться.
Узнавайте у ваших операторов, что еще они могут вам предложить, кроме услуг передачи документов.
Еще больше общения!
Общаясь с оператором ЭДО, услугами которого вы пользуетесь, не забывайте поддерживать разговор и с налоговой. Сегодня ФНС благосклонно относится к компаниям, которые переходят на работу с электронными документами.
Рассылает разъяснительные письма, отвечает на запросы, консультирует. Так, например, специалисты службы активно призывают к совместной разработке новых документов, которые впоследствии могут стать электронными. Это далеко не единственный случай, когда ФНС выносила вопрос на обсуждение с налогоплательщиками.
Если у вас есть вопросы по сдаче электронной отчетности, есть сомнения, что инспектор не увидит ваш электронный документ – звоните, обращайтесь, спрашивайте. Налоговая служба так же, как и мы с вами, заинтересована в развитии электронного документооборота.
И как говорится в известной поговорке «Не умеешь - научим. Не хочешь – заставим», давайте учиться вместе и сейчас, чтобы однажды, спустя десять, а то и меньше лет, нас не заставили. Будьте участником событий, а не их наблюдателем!
Источник