Несколько фактов об электронной отчетности. Что изменилось за 15 лет?

Эксперт :  Артем Прескарьян  |  Позиция :  Руководитель проекта «Контур.Экстерн»  |  Компания :  СКБ Контур
Артем Прескарьян

Ровно 15 лет назад, 1 июля 2000 г., был дан старт системе электронной отчетности «Контур.Экстерн», которая в то время романтично называлась «НОЧИ» («Налоговая отчетность через Интернет»). За эти годы она прошла тот же путь, что и вся интернет-отчетность в стране. Что изменилось за это время в работе бухгалтеров, как изменился сам процесс сдачи отчетности?

Отчетность через Интернет стала массовой

В начале 2000-х, когда электронная отчетность в России только запускалась, бухгалтеры встречали нововведение с тревогой и опасениями: «Не украдут ли наши данные?», «Не потеряется ли отчёт?», «Кто будет виноват, если у вас что-то сломается?», «Куда нажимать?». Сегодня, по данным ФНС, в налоговые органы в электронном виде отчитывается более 93% компаний.

Работа онлайн стала нормой

«Экстерн» был первым решением для сдачи отчетности, созданным по веб-технологии: программное обеспечение располагалось на удаленных серверах, пользователи работали в системе через веб-интерфейс.

Этот подход полностью оправдал себя: форматы, справочники, контроли меняются постоянно, и незаметные для пользователей обновления, которые происходят на серверах, — самый простой способ избежать ошибок. Сегодня даже те разработчики, которые изначально ориентировались на локальные решения с выходом в Интернет только в момент отправки отчета, предлагают пользователям веб-версии своих систем. В онлайн уходят бухгалтерские программы и справочно-правовые системы.

Не только ФНС

Первопроходцем в области электронной отчетности была ФНС. Это был первый опыт электронного юридически значимого документооборота в стране. С нуля создавалась вся нормативная база, прорабатывалась логика работы и требования к защите информации.

Сегодня отчетность в электронном виде принимают ПФР, ФСС, Росстат, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование. В электронном виде передают данные в миграционную службу и таможенные органы.

Не только отчетность

На заре электронной отчетности компании отправляли в госорганы исключительно декларации. Сегодня только с ФНС пользователи ведут более 10 видов документооборота: получают требования о представлении пояснений, требования о представлении документов, требования об уплате налога, уведомления о вызове в налоговый орган, запрашивают справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверки и пр. Справку о состоянии расчетов по страховым взносам можно запросить через Интернет в ПФР. Письма с приложениями к отчетности, запросами на получение документов и вопросами по применению законодательства можно отправлять в ФНС, ПФР и Росстат.

Не только раз в квартал

В 2000-х системы электронной отчетности использовались строго для отправки отчетов. Пики нагрузки приходились на последние дни отчетности, а затем наступало затишье. Сейчас графики нагрузки стали более плавными. Причина в многофункциональности систем интернет-отчетности.

В межотчетный период бухгалтеры заходят в сервис, чтобы получать требования от налоговых органов, проверять контрагентов, составлять отчеты о финансовом состоянии компании, изучать нормативные документы. В регионах, которые участвуют в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты», бухгалтеры отправляют в ФСС через систему интернет-отчетности электронные реестры листов нетрудоспособности. Наконец, в 2015 г. появился еще один повод пользоваться программой в течение квартала — необходимость сверять с контрагентами данные по счетам-фактурам.

Отчетность стала разной для разных компаний

На старте системы интернет-отчетности были универсальными, независимо от того, сдает декларацию ИП или металлургический комбинат. Сегодня организациям разного масштаба предлагают разные решения, адаптированные под их потребности.

ИП и бухгалтеры небольших компаний пользуются, как правило, онлайн-сервисами для ведения бухгалтерии и бизнеса, где можно вести учет, работать с банком, создавать документы, рассчитывать зарплаты, а в конце квартала — в несколько кликов готовить и сдавать отчетность.

Свои решения разработаны для спецрежимников: они не видят всего множества форм, которые нужны бухгалтерам на ОСНО, а работают только со своими отчетами. Поскольку они сдают отчетность реже, для них предусмотрены календари с напоминаниями, подсказки, консультации по предметной области и пр.

Для крупных компаний разработаны решения, которые позволяют выполнять операции «массово» (например, отслеживать сводную информацию по актам сверки с инспекциями), передавать документы больших объемов и т. д.

Роуминг стал нормой

Проблема роуминга в отчетности возникла в 2004 г. У компаний, предлагающих услуги по подготовке и отправке отчетности, стали появляться партнеры в других регионах. Стали возникать ситуации, когда налогоплательщик, подключенный в одном регионе, хотел отправить отчет в другой регион, обслуживаемый на другом сервере системы.

Нежелание клиентов заключать отдельный договор с другим оператором и работать по очереди на нескольких серверах вполне понятно. Так появилась технология роуминга. Абонент, работая в системе, получил возможность отправить свой отчет в любую инспекцию страны, подключенную любым из партнеров. Сегодня этот путь проходят операторы ЭДО в сфере B2B.

Отчетность становится мобильной

Раньше отчетность начиналась и заканчивалась на рабочем месте бухгалтера. Сегодня мобильные приложения и сервисы SMS-уведомлений позволяют отслеживать статус отправленных отчетов и быть в курсе поступивших от ФНС требований.

Отчитываться стало проще

Когда интернет-отчетность только начиналась, разработчики, конечно, думали об удобстве пользователей, но приоритетом была все же функциональность: отчеты должны соответствовать формату и благополучно отправляться в ФНС.

Сегодня в системах электронной отчетности применяются гибкие методологии разработки: каждое улучшение в сервисе соотносится с потребностями пользователей. Инженерные психологи выясняют пользовательские сценарии и проводят юзабилити-тестирования интерфейсов с участием бухгалтеров. Неудобные и непонятные для пользователей страницы системы перерабатываются и тестируются повторно.

Подготовка отчетов во многом автоматизирована. Справочники с удобным поиском, авторасчеты, подсказки, понятные протоколы ошибок позволяют подготовить и отправить отчет значительно быстрее, чем это можно было сделать раньше.

Источник: РС Week

09.07.2015
эдо , электронная отчетность , декларирование
Материалы по теме:
  • Facebook

Возврат к списку

right banner

x